Тема « Профилактика буллинг, кибербуллинг среди подрастающего поколения»

В марте текущего года в КГУ «Бадамшинская школа-ясли-сад» состоялась встреча с родительским комитетом школы и педагогами. Психологом школы проведена беседа на тему «Профилактика буллинга и кибербуллинга в школе » с  целью познакомить родителей с понятием «Буллинг», научить родителей распознавать ситуации травли, познакомить родителей со способами защиты своего ребёнка от буллинга.

     В настоящее время буллинг рассматривается как серьезная проблема, наблюдается рост числа актов насилия совершаемых несовершеннолетними.   Каждый ребенок в данной ситуации нуждается в поддержке и защите от взрослого человека. Ребенок может не услышать свою ситуацию, однако наблюдатель является каждый взрослый, важно оценить ситуацию ребенка и найти  пути выхода из этой ситуации.

Современное поколение подростков осваивает интернет рано, учится размещать там свое мнение. Подростки регистрируются в соцсетях, активно обсуждают различные темы на разных форумах, ведут свои каналы на Ютубе и имеют страницы в Инcтаграме. Это безграничный мир информации. Здесь можно найти много интересного и полезного для развития. Можно общаться со знакомыми и даже заводить друзей. С психологической точки зрения, человеческая активность в Интернете подчинена удовлетворению трех  основных видов потребностей: коммуникативной, познавательной и игровой.

Кроме хорошего, в виртуальном мире есть и плохое. Неправильное поведение в интернете может принести вред не только самому подростку, но и его окружающим. В интернете подростков поджидает множество угроз: пропаганда наркотиков и алкоголя, интернет-мошенничество, экстремизм, игромания, буллинг, троллинг, моббинг, фишинг, и так далее.

Буллинг, троллинг, моббинг — еще недавно никто не знал этих слов, а сегодня травля в интернете стала предметом беспокойства на государственном уровне.

Буллинг (издевательство, травля, запугивание) — это социально-психологическое явление, свойственное преимущественно организованным коллективам, связанное с преднамеренным систематически повторяющимся агрессивным поведением, включающим неравенство власти или силы.

Существуют разные формы буллинга: вербальная, физическая, социальная, а также кибербуллинг (киберзапугивание, кибертравля). 

Что такое кибербуллинг? 

Кибербуллинг — это та же травля, которая развивается на просторах интернета. По статистике около80%  пользователей интернета переживали преследования. В сети мы невидимы, не видно нашего лица, мимики, не всегда понятно, с какой интонацией говорится тот или иной комментарий. Из-за этого создается благоприятное пространство для травли. Подросток, который практикует кибербуллинг, не всегда может ясно осознавать, что его деятельность — это именно травля. Границы размыты: что это — издевательство, черный юмор, такая манера общения, неудачные шутки или кибербуллинг? Подростки рисуют карикатуры на своих знакомых, придумывают издевательские надписи, – все это может ощутимо поднимать статус и популярность того, кто практикует травлю, его могут поддерживать и замечать благодаря остроумным и обидным шуткам над другими. За счет травли в интернете подростки, которые это начинают, могут существенно повысить свою популярность. Здесь человек может написать такой комментарий, который никогда бы не решился сказать другому человеку в реальности. Таким образом, интернет растормаживает агрессию, позволяет проявлять ее в разнообразных формах, позволяет человеку не сталкиваться с последствиями собственной агрессии. Травля в сети является способом сбросить напряжение, дать выход своей ненависти, зависти, агрессии. Происходит и разделение ответственности, трудно иногда разобраться кто начал, а кто продолжил. От этого возникает чувство вседозволенности и потери ответственности за происходящее. В том числе, иногда сама жертва кибербуллинга начинает отвечать агрессивно, а это только на руку тем, кто начал и запустил травлю.

Каковы последствия кибербуллинга

Издевательства и унижения в сети – серьезное испытание для психики, которые могут сильно повлиять на психическое здоровье подростка. Поэтому в этап становления личности издевательства могут нанести серьезный урон психическому благополучию ребенка.

Что делать педагогу в ситуации буллинга:

 Для начала необходимо признать, что такая проблема существует. Это гораздо более серьезный шаг, чем может показаться: — Хотя мы говорим о соблюдении интересов потерпевшего, на практике часто действуем в пользу обидчика. Например, обучающиеся часто восхищаются обидчиком, а некоторые педагоги с неуважением относятся к детям, которые не могут постоять за себя. — Иногда педагоги считают, что лучше дать детям возможность разобраться со своими проблемами самим или рассматривают вербальную агрессию как неопасную и незаслуживающую внимания. — Некоторые руководители не хотят поднимать обсуждение этой темы, пока не сталкиваются с другими людьми, которые требуют активных действий, например, с родителями. Притеснение продолжается благодаря атмосфере, которая его допускает, а также в результате недостаточного надзора и отсутствия последствий.

¨ оставаться спокойным;

¨ воспринять случай серьезно;

¨ быстро и взвешенно принять меры; если нужно, наказать обидчика и объяснить причину наказания;

¨ сделать так, чтобы обидчик понял, что вы не одобряете его поведение;

¨ постараться, чтобы обидчик увидел точку зрения жертвы;

¨ оказать поддержку потерпевшему, подбодрить его, не дать ему почувствовать себя неадекватным или глупым, предложить конкретную помощь

   Предупредить возникновение такого явления как буллинг гораздо легче, чем работать с его последствиями! Важным является разработка этического кодекса школы, который предусматривал бы проявление уважения к чести и достоинству всех учеников и других членов школьного сообщества. Что может делать педагог для профилактики буллинга:

 · Обучать детей конструктивным способам решения конфликтов;

 · Развивать у детей чувство эмпатии и толерантности;

 · Обучать навыкам самоконтроля и саморегуляции;

· Проводить групповые внеклассные мероприятия направленные на сплочение класса;

 · «Хвалить при всех, ругать наедине»;

· Устраивать совместные праздники и чаепития;

· Помогать детям решать конфликтные ситуации, стараясь не принимать сторону одного из участников, помогать находить компромисс.

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Неосведомленность подростков о системе наказания лиц, не достигших возраста 18 лет, является одним из главных факторов, способствующих совершению преступления несовершеннолетними, но тем не менее не избавляет их от этой ответственности.

Уголовная ответственность предусмотрена за любые преступные деяния с 16 лет, а за тяжкие преступления – с 14 лет.Обидчиков в кибербуллинге можно привлечь к административной ответственности

Источник дополнительной информации