Анализ работы психолого-педагогической службы сопровождения КГУ «Бадамшинская школа-ясли-сад» за 2023-2024 уч. год

Работа психолого-педагогической службы школы организуется в соответствии с годовым  планом и нормативными документами Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 12 января 2022 года № 6 «Об утверждении Правил психолого-педагогического сопровождения в организациях образования». Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 12 января 2022 года № 4 «Об утверждении Правил оценки особых образовательных потребностей».

В 2023-2024 учебном году   в школе 35 учащихся  с ООП,

Контингент учащихся с 0 по 11 классы – 566 учащихся, в том числе предшкольный класс – 61. Язык обучения – русский, казахский.

Списки детей по категориям:

С задержкой психического развития– 20 учащихся из нах коррекционный класс с ЗПР-10 учащихся.

Дети с нарушением интеллекта  (обучение на дому)- 2 учащихся.

Речевыми нарушениями-10

Нарушение поведения -1

По общеобразовательной учебной программе-2 учащихся.

Все обучающиеся были зачислены на основании заявлений родителей (законных представителей)  детей, а так же в соответствии с рекомендацией ПМПК, ВКК.

В состав службы входят:

1. Директор школы: Шаметова Р.К.

2. Заместитель по УР: Байханова М.Т.

3. Логопед Кузьмина А.В.

4. Психолог  Тайжан А.Ж.

5. Соц. педагог Шыракбаеве Б.К.

6. Специальный педагог (дефектолог) Ефремова Е.А.

6. Классные руководители

Цель работы службы: психолого – педагогическое сопровождение учебно-образовательного  процесса детей с ООП

Задачи службы:
  1. Проведение психологических диагностик      с последующим составлением заключения по результатам диагностического обследования.
  2.  Разработка    и     реализация    адаптированных программ  проведения, коррекционно-развивающих       занятий,   направленных на развитие познавательной деятельности.
  3.  Консультирование педагогов, родителей (законных представителей) по вопросам обучения, воспитания и развития обучающихся.
  4. Психологическое просвещение участников образовательного процесса

Психолого-педагогического сопровождение включает в себя:

1) выявление и оценка особых образовательных потребностей лиц (детей) с особыми образовательными потребностями;

2) консультативно-методическая помощь педагогам и семье лиц (детей) с особыми образовательными потребностями;

3) создание социально-психологических и педагогических условий для успешного обучения, развития и социализации лиц (детей) с особыми образовательными потребностями;

1. Психолого-педагогическая диагностика.

Проводится с целью анализа развития познавательных способностей, анализа проблем личностного развития, определения индивидуальных особенностей и склонностей личности учащегося, потенциальных возможностей в профессиональном самоопределении, а также выявления причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.

 2. Диагностика обучающихся (индивидуальная и групповая).

Педагогами психолого-педагогической службы были проведены следующие виды диагностик:

Индивидуальные диагностики обучающихся проводятся по следующим проблемам: эмоциональным, личностным, выявлению интеллектуального уровня развития, идентификация типов характера, объем внимания, концентрация внимания, памяти, социально-психологические тестирования, речевого развития. После проведения групповых и индивидуальных исследований проводятся индивидуальные и групповые занятия.

3.      Коррекционно-развивающая деятельность.

Диагностика, проводимая психологом, логопедом, специальным-педагогом по коррекционной работе служит основой для определения направления коррекционно-развивающей работы с обучающимися ООП. Также на основании заключений и рекомендаций областного ПМПК педагогами сопровождения составляются рабочие программы коррекционно-развивающих занятий.

Для учащихся с диагнозом ЛНИ составлена индивидуальная программа занятий. Программа составлена с учетом дидактических принципов от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала. Цели программы – коррекция недостатков познавательных и эмоциональных процессов, моторных и сенсорных функций обучающихся с нарушением интеллекта.

Количество школьников, обучающихся по адаптированным образовательным программам представлено в таблице 1.

Таблица 1. Количество учащихся, обучающихся по АОП и индивидуальным учебным программам.
Учебный годВсего обучающихся с ООПООП с ЗПР и эмоционально-волевыми расстройствамиООП с нарушением интеллектаООП с нарушениями речи и нарушением поведения
2023-20243523210

Формы работы с обучающимися ООП: индивидуальные и групповые. Занятия с логопедом 17 учащихся, 10 коррекционный класс.

Занятия с дефектологом 9, 9 коррекционный класс.

Психолог-14 учащихся.

Основными направлениями коррекционно-развивающей работы являются:

1.Развитие психических функций

2.Развитие познавательной деятельности (развитие внимания, памяти, мышления,  восприятия)

3.Развитие коммуникативного взаимодействия и сотрудничества

4.Коррекция эмоционально-волевой сферы.

5. Коррекция устной и письменной речи, лексической стороны речи и грамматического строя; развитие коммуникативной функции речи.

6. Коррекционная работа, направленная на развитие коммуникативных навыков и социальную адаптацию.

7. Помощь в освоении АООП.

Коррекционно-развивающую работу можно считать успешной, как по отзывам самих участников, так и по динамике. Систематические коррекционные занятия оказывают положительное влияние на развитие познавательных процессов у детей, на их эмоционально-волевую сферу. Однако, стоит обратить внимание на загруженность педагогов сопровождения. Основной род деятельности педагогов сопровождения это урочная деятельность.

Консультативная деятельность

Проводится в школе в основном по запросу педагогов, родителей и обучающихся.

Консультации для родителей:

— обсуждение результатов психолого-педагогической диагностики,

— планирование результатов освоения коррекционно-развивающей работы.

Дни открытых дверей для родителей:

— посещение родителями занятий, уроков.

— участие родителей в мероприятиях.

Количество консультаций с родителями12Результат Повышение психологической  компетентности родителей.Помощь в разрешении психологических проблем.Помощь в налаживании межличностных отношений с детьми, внутрисемейных отношений.
Количество консультаций                                  с педагогами10Повышение психологической компетентности педагогов.Помощь в решении психолого-                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              педагогических проблем с учащимися.Заключения по итогам диагностики, рекомендации.

Обобщив практику консультирования         можно сделать вывод, что наиболее актуальными являются следующие запросы:

1.  Для родителей (законных представителей):
  1. поведенческие и учебные проблемы детей;
  2. межличностные отношения и взаимоотношения в семье;
  3. возрастные особенности детей;
  4. психофизиологические особенности детей с ООП;
2.  Для педагогов:
  1. психофизиологические особенности школьников разных возрастных периодов;
  2. особенности обучения и воспитания учащихся с ООП;
  3. особенности речевого развития учащихся с ООП
3.  Для обучающихся:
  1. помощь в разрешении конфликтов, коррекция межличностных отношений;
  2. личностные проблемы (неадекватная самооценка, тревожность, взаимоотношения с педагогами, родителями, сверстниками, уровень притязаний, самопринятие, целеполагание);
  3. учебные проблемы, связанные с недостаточностью    развития познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы; неопределённость в выборе профиля и профессии.
4.Организационно-методическая деятельность

Осуществляется         непосредственно в течение года – это планирование работы на следующий учебный год, составление планов различных мероприятий, подбор материалов для проведения консультаций             и        проведения    диагностической работы, подбор материалов      для проведения  коррекционно-развивающей и консультативной работы:

  1. Пополнение папки «Школа для родителей»
  2. Раздаточный материал для родителей (памятки, рекомендации)

Также особое место уделяется изучению методической и специальной литературе в целях самообразования.

Системность  работы  педагога, специалистов СПП с  учащимися  с  различными  образовательными  потребностями

отражена  в  ведении  документации учителя и специалистов для проведения оценки особых образовательных потребностей и определения содержания психолого-педагогической поддержки ученика.

  1. Журнал учета обучающихся с ООП  (Форма 1)
  2. Анкета для родителей ( Форма-1а,б)
  3. Коммуникативный паспорт. (Форма-1в)
  4. Протокол наблюдения за учеником на уроке. (Форма- 2а, 2б).
  5. Характеристика учащегося (Форма 3)
  6. Сводная характеристика ученика (Форма 4)
  7. Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения. (Форма 5)

Взаимодействие с Обл.  ПМПК                                                                                                                                                        В целях грамотного ведения коррекционно-развивающей деятельности и психолого-педагогической поддержки детей с ООП  школы  взаимодействует с областной ПМПК и кабинетом КППК района. Не реже 1 раза в год дети проходят обследование, ведётся учёт выбывших и прибывших.

Количество учащихся прошедших консультацию ПМПККоличество уч-ся выпущенных с положительной динамикойВыбыло
1232 

Анализ деятельности ППС позволил сделать следующие выводы:

Анализируя деятельность психолого-педагогического сопровождения в целом, можно сделать вывод о том, что деятельность была направлена на созданиеоптимальных условий в образовательном учреждении для психического и личностного развития всех участников образовательного процесса в соответствии с их индивидуальными возможностями и особенностями. Работа велась в соответствии с перспективным планом работы школы и планом специалистов сопровождения по всем направлениям, что и позволила выявить профессиональные возможности, а также определить основные пути для реализации собственной деятельности и профессионального роста в дальнейшем.

В сравнении с прошлым учебным годом учащихся, имеющими диагноз ЗПР больше, что связано с увеличением числа учащихся школы. В школе работают специалисты прошедшие курсовую подготовку по инклюзивному образованию. Необходимо продолжить работу по созданию инклюзивного образования в школе посредством создания кабинета поддержки инклюзии, обучению педагогов, приобретение учебно- методической литературы, введение ставки педагога-ассистента. На сегодняшний день школа адаптирована для обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Запланированная работа на 20224 — 2025 учебный год в полном объеме выполнена.

Сильные стороны деятельности ППС:

  1. Психолого-педагогическая диагностика позволяет выявить уровень личностных, интеллектуальных, эмоционально-волевых особенностей учащихся. Дает возможность педагогам службы сопровождения планировать и корректировать индивидуальные маршруты, для обучающихся с ООП.
    1. Систематические коррекционные занятия оказывают положительное влияние на развитие познавательных процессов у обучающихся, на их эмоционально-волевую сферу.
    1. Консультативная деятельность позволяет оказать помощь родителям по вопросам обучения, решению конфликтных ситуаций, самоопределения выпускников.
    1. Своевременное выявление речевых проблем в развитии детей путём проведения диагностических исследований.
    1. Расширение просветительско-профилактической деятельности среди педагогов через использование новых форм работы, проведение открытых уроков.
    1.  Положительный настрой учащихся на проведение дополнительных логопедических занятий, желание детей выполнять задания, интерес к работе логопеда.
    1. Хорошо оборудованный кабинет, наличие развивающих пособий, зеркал, доски.
Выявленные проблемы
  • Недостаточная скоординированность работы специалистов службы сопровождения и учебно-   воспитательного процесса.
    • Возникают трудности в коррекционной работе из-за возросшего количества речевой патологии и сложности речевых нарушений у обучающихся.

               Председатель:                                   Байханова М.Т.      

Источник дополнительной информации